Техосмотр 2023: изменения

В наступающем году планируется внедрение новых методик расчета цены техосмотра, разработанных ФАС. Изменения затронут правила формирования тарифов, позволят установить обоснованную стоимость услуг.

Ответственность за реализацию программы возложена на власти регионов. Они должны обеспечить своевременный перевод операторов области на новую систему расчета, исключить сложности при получении полисов и работе со страховщиками.

По мнению экспертов, проведение мероприятий по корректировке процесса ценообразования приведет к незначительному подорожанию ДК. Стоимость осмотра изменится на величину инфляции.

Способы расчета стоимости

Действующее законодательство предлагает использование двух методик расчета: на основе статистики и на основе размера инфляции.

Использование статистических данных

Способ расчета, предполагающий сбор сведений о деятельности оператора. Обязательна обработка данных с не менее 50% пунктов, входящих в сеть. Это позволит показать динамику изменения показателей, обеспечит минимальную погрешность при вычислениях.

Согласно новой федеральной программе, оператор собирает следующие сведения.

  • Количество легковых, грузовых и специализированных автомобилей, а также других транспортных средств, посетивших пункт осмотра.
  • Число диагностических карт, выданных за установленный промежуток времени.
  • Данные о расходах на проверку авто.

По результатам формируется отчетный документ. В нем указываются сведения о тарифе, издержках и выгоде оператора.

СПРАВКА. В СМИ регулярно появляются новости об отмене техосмотра, новых штрафах ГИБДД за отсутствие ОСАГО и нарушение правил ПДД. В большинстве случаев информация сопровождается разъяснениями. Предложенная методика имеет много «белых пятен». Как результат, ей не спешат пользоваться владельцы пунктов по осмотру транспорта. 

Расчет по новой методике составляет сложность для многих операторов России. Проблемы вызваны следующими причинами.

  • Отсутствие примеров реализации расчетов по данной программе.
  • Отсутствие опыта у операторов.
  • Отсутствие достоверной статистики относительно работы пунктов осмотра.

Решать обозначенные проблемы предстоит в перспективе.

Заполнение акта при прохождении техосмотра
Рис. 1 Заполнение акта при прохождении техосмотра

Использование расчетных значений

Второй вариант – использование расчетных значений, предложенных ФАС. Они предполагают индексацию стоимости технического осмотра в соответствии с уровнем инфляции, требуют минимальных расчетов.

Стоимость услуг по техническому осмотру представлена в таблице. Для каждой категории транспорта предусмотрены пороговые значения, выше которых оператор не может подняться.

Таблица 1. Минимальные цены на технический осмотр транспорта с учетом инфляции
Таблица 1. Минимальные цены на технический осмотр транспорта с учетом инфляции

Расшифровка категорий:

  • L. Мотоциклетный транспорт. Предусмотрено три подкатегории: L1 – L2, L3 – L5 и L6 – L К первой относятся мопеды и мотовелосипеды. Это относительно новый класс транспорта, появившийся в ходе развития двухколесной техники. Категория L3, L4 и L5 включает мотоциклы, мотороллеры и трициклы. Транспортные средства L6 и L7 являются квадроциклами. В соответствии с актуальными требованиями законодательства они тоже проходят ТО.
  • O. Прицепы для легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклетного транспорта. Действующая классификация предполагает наличие 4 категорий прицепов.
    • О1 – наиболее компактные решения массой до 0,75 тонн. Они предназначены для перевозки небольших грузов, подходят для работы с мотоциклетным транспортом.
    • О2 – прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн. Техника часто используется вместе с легковыми автомобилями, имеет одну или две оси.
    • О3 – решения весом от 3,5 до 10 тонн. Крупные прицепы для перевозки значительного объема грузов.
    • О4 – прицепы массой от свыше 10 тонн. Решения для фур и прочего транспорта, перевозящего значительные объемы продукции.
  • N. Грузовые автомобили различной конфигурации. Выделяют три категории техники, каждая имеет соответствующую маркировку.
    • N1 – грузовой транспорт массой до 3,5 тонн. Наиболее распространенные автомобили в коммерческом сегменте.
    • N2 – грузовые автомобили весом от 3,5 до 12 тонн. Техника представлена классическими грузовыми авто, доставляющими продукцию на значительные расстояния.
    • N3 – большегрузные машины массой свыше 12 тонн. Наиболее габаритный транспорт, решающий глобальные логистические задачи.
  • М. Легковой и прочий пассажирский транспорт. ТС различаются не только массой, но и количеством посадочных мест. Существующий регламент выделяет три категории автомобилей.
    • М1 – легковой транспорт, содержащий не более 8 мест для размещения пассажиров. Распространенный и востребованный тип автомобилей.
    • М2 – транспорт для перевозки пассажиров, имеющий более 8 посадочных мест не считая места водителя. Масса техники не превышает 5 тонн. Отличный пример такого авто – пассажирская «Газель» или аналогичный микроавтобус.
    • М3 – ТС, содержащие более 8 посадочных мест, не включая место водителя, массой от 5 тонн. Примером машин категории М3 являются троллейбусы и крупные рейсовые автобусы.

Мероприятия по корректировке цен планируется завершить до 20 декабря. В дальнейшем процедура приобретет регулярный характер, позволит актуализировать стоимость услуг пунктов технического осмотра.

Техосмотр автобуса категории М3
Рис. 2 Техосмотр автобуса категории М3

Ситуация на текущий момент

По заявлению представителей ФАС в стране сложилась сложная ситуация с ценами на услуги пунктов технического осмотра. Отсутствие единой нормативной базы, регламентирующей ценообразование, привело к определенным проблемам.

  • Несоразмерное повышение цен. Некоторые пункты технического осмотра повышают стоимость работ путем навязывания дополнительных услуг. Это обусловлено коммерческой составляющей: высокая посещаемость пункта позволяет добавлять новые продукты с целью увеличения прибыли.
  • Полное отсутствие индексации. Обновления тарифов в ряде регионов не наблюдалось с 2012 года. В результате пункты осмотра не могли компенсировать издержки за счет прибыли.

Новая методика позволит преодолеть обозначенные проблемы, внесет порядок на рынок услуг по техническому осмотру.

Стенд с нормами и действующими тарифами
Рис. 3 Стенд с нормами и действующими тарифами

Планы на ближайшее будущее

Упростить введение правил призван переходный период, рассчитанный на 2023 – 2024 год. За это время операторы адаптируются к новым реалиям, модернизируют методы работы с учетом действующей законодательной базы.

Планируется, что дальнейший расчет стоимости услуг будет приближен к нормо-часам. Например, один нормо-час на московском СТО стоит 2 500 – 3 000 рублей. Нормо-час на СТО Воронежа стоит от 1 200 до 1 500 рублей. В дальнейшем соответствующая разница появится и в тарифах.

Государственные органы подготовили разъяснения и инструкции для операторов. Документы помогу избежать следующих проблем:

  • нарушение требований ФАС в части организации процедур;
  • некорректное заполнение отчетной документации;
  • нарушения при сборе статистики;
  • сложности при взаимодействии с представителями контролирующих организаций;
  • установление необоснованно высоких цен.

Оказать дополнительное содействие призваны информационные центры. Их сотрудники проконсультируют владельцев пунктов по интересующим вопросам, предоставят актуальный сведения о нововведениях.

ВАЖНО. Запуск информационных центров – отложенное мероприятие. Планируемый период начала деятельности – первая декада 2023 года. До этого владельцам пунктов придется довольствоваться рекомендациями.

Заполнение нормативных форм при проведении техосмотра
Рис. 4 Заполнение нормативных форм при проведении техосмотра

Чем обусловлена необходимость индексации цен

Напомним, что технический осмотр является услугой с государственным регулированием. Это означает, что оператор не вправе индексировать цены по собственному усмотрению. Данный факт сдерживает развитие пункта, снижает финансовую привлекательность бизнеса.

Законодательный механизм индексации цен необходим по следующим причинам.

  • Инфляция. Высокие показатели инфляции приводят к увеличению издержек. Возрастают цены на расходные материалы, комплектующие для оборудования, вспомогательные принадлежности.
  • Необходимость увеличения зарплат. На большинстве предприятий предусмотрен механизм индексации окладов. Он призван сохранить достойную оплату труда и обеспечить соблюдение нормативов в части минимальной ЗП.
  • Низкая финансовая привлекательность отрасли. Работа по неизменным тарифам исключает полноценное развитие бизнеса, приводит к оттоку специалистов.

Отмечается, что целью реформы является приведение уровня цен в соответствие с экономической ситуацией в регионе.

Оценка исправности фар с использованием поверенного диагностического оборудования
Рис. 5 Оценка исправности фар с использованием поверенного диагностического оборудования

Во сколько обходится техосмотр согласно действующим тарифам

Действующие нормативы устанавливают отдельные тарифы для каждого региона.

  • Москва и Московская область – 720 и 710 рублей соответственно.
  • Ленинградская область – 940 рублей.
  • Краснодарский край – 651 рубль.
  • Тюменская область – 520 рублей.
  • Омск и Омская область – 376 рублей.

С учетом расходов на оборудование и персонал, а также установленной налоговой нагрузки, тарифы сложно назвать справедливыми.

В каких случаях нужно проходить техосмотр

Последние изменения в законодательстве исключили регулярное прохождение технического осмотра. Теперь записывать на процедуру стоит в ряде установленных случаев.

  • Смена собственника транспортного средства.
  • Внесение изменений в конструкцию автомобиля.
  • Оказание услуг, связанных с перевозкой пассажиров.
  • Использование транспорта в служебных целях.

В прочих ситуациях процедура проводится по регламенту.

Техосмотр такси (проводится каждые полгода для автомобилей старше 5 лет)
Рис. 6 Техосмотр такси (проводится каждые полгода для автомобилей старше 5 лет)

Как проходит техосмотр

Прохождение техосмотра предполагает выполнение перечня операций со стороны водителя.

  • Поиск пункта осмотра. Автовладелец подбирает пункт для прохождения проверки. Ключевые требования: качественное техническое оснащение, наличие аккредитации и возможность своевременного осмотра.
  • Запись. Водитель обращается к оператору, согласовывает дату и время мероприятия. Если машину требуется проверить вечером или на выходных, стоит выбрать пункт с соответствующим графиком.
  • Прибытие. В назначенное время клиент посещает организацию. Он загоняет машину на подъемник, ожидает завершения процедур. Продолжительность осмотра зависит от типа транспорта. Например, проверка стандартного легкового автомобиля занимает около 40 минут, в то время как осмотр специализированной техники – 2 часа.
  • Проверка. Сотрудники станции оценивают состояние транспорта. Для этого используются поверенные средства диагностики и прогрессивные методики испытаний. Сведения о выявленных недочетах записываются в соответствующем документе.
  • Выдача диагностической карты. При успешном прохождении проверки оформляется диагностическая карта. Документ имеет установленный срок действия, содержит исчерпывающую информацию о ТС.

Владельцам неисправных автомобилей выдается список недочетов. Они могут повторно прибыть на станцию после ремонта техники.

Вторая проверка проводится в штатном режиме, предполагает полный осмотр требуемых узлов.

ВАЖНО. Владельцы автомобилей с неисправностями оплачивают повторные процедуры в соответствии с тарифом, им не полагается скидок и льгот. Чтобы избежать дополнительных трат, стоит тщательно проверить автомобиль до визита на станцию. Это можно сделать самостоятельно или в любом профильном СТО.

Рис. 7 Диагностическая карта образца 2022 года

Что проверяют при техническом осмотре транспортного средства

В рамках технического осмотра транспортного средства проверяются следующие узлы и агрегаты.

  • Осветительные приборы. Специалисты осматривают передние и задние фары, дубликаторы поворотов и ходовые огни. Приборы должны комплектоваться исправными лампами, создавать направленный световой поток. Недопустимо наличие мигания, треска и прочих дефектов, информирующих о проблеме в электросети.
  • Рулевое управление. Ключевое требование к рулевому колесу — отсутствие избыточного люфта, закусываний и заеданий. При проверке узла уделяется внимание гидроусилителю, состоянию рейки, пыльников и соединительных элементов.
  • Запорные механизмы. Все штатные замки должны быть исправны. Недопустимо произвольное открывание дверей, багажника или капота. Мастера выполняют тестирование механизмов.
  • Элементы остекления. На лобовом и боковых стеклах не должно быть трещин, препятствующих обзору. Категорически запрещается использовать транспорт с критическими повреждениями остекления. Это приведет к травмированию водителя и пассажиров. Допускается наличие незначительных сколов и царапин, вызванных интенсивной эксплуатацией авто.
  • Двигатель. Двигатель должен работать ровно. Недопустимы «плавающие» обороты, рывки и детонации. На моторе не должны присутствовать масляные потеки и прочие дефекты, свидетельствующие о проблемах с рабочим контуром.
  • КПП. При работе коробки передач исключаются посторонние звуки, вибрации, заедания и другие проблемы. Наряду с тестовой проверкой выполняется визуальный осмотр узла на предмет утечек масла.
  • Шины. Покрышки должны соответствовать сезону. Недопустимо использование летних шин зимой, а зимних – летом. Наряду с сезонностью оценивается степень износа. Если шины непригодны к дальнейшей эксплуатации, собственник получает соответствующее предписание.
  • Выхлопная система. Проверка системы отвода отработанных газов – комплексная процедура. Специалисты уделяют внимание целостности магистрали, исправности каталитического нейтрализатора и надежности системы креплений. Выполняется оценка выхлопных газов на содержание вредных веществ.

Наряду с перечисленными критериями оценивается состояние ремней безопасности, работоспособность звукового сигнала, приборной панели и прочих элементов автомобиля.

Рис. 8 Оценка токсичности выхлопных газов при проведении техосмотра
Рис. 8 Оценка токсичности выхлопных газов при проведении техосмотра

Где пройти технический осмотр согласно новым правилам

Для прохождения технического осмотра обратитесь в компанию «ДокАвто». Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества всем категориям клиентов.

  • Справедливые цены. Стоимость услуг не обременена сборами и комиссиями, соответствует государственным нормативам.
  • Работа с любыми заказчиками. Воспользоваться помощью компании могут частные лица, коммерческие организации и государственные учреждения.
  • Профессиональный подход. Проверку транспортных средств осуществляют компетентные специалисты. Они учитывают параметры эксплуатации транспорта, требования отраслевых нормативов и конструктивные особенности техники.
  • Качественное оснащение. Пункты осмотра укомплектованы поверенным оборудованием, принимают легковые автомобили, мотоциклы и специализированную технику.
  • Удобное расположение. Проверить транспортное средство можно в различных частях города. Обилие пунктов осмотра позволяет рационально использовать время, выбрав ближайший из них.

Информацию по организации и прохождению процедуры технического осмотра предоставляют штатные консультанты. Они расскажут, как подготовиться к мероприятию, сообщат о действующих ценах, ответят на имеющиеся вопросы.

Для общения со специалистами воспользуйтесь телефоном или функционалом сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оформить документы легко и быстро

Простое решение Ваших трудностей в кратчайшие сроки.

Оформи онлайн заявку.

+7 (812) 679-99-88